Возможность пожаловаться закреплена Конституцией Российской Федерации. Статья 33 гарантирует гражданам право обращаться в государственные и муниципальные органы, как в одиночку, так и коллективно. Все тонкости данного вопроса изложены в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 59-ФЗ).
Стоит ли жаловаться?
Жаловаться однозначно стоит. Государственные органы работают по принципу «Нет тела — нет дела». То есть, если нет жалобы, значит, нет проблемы.
Кто имеет право жаловаться
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 59-ФЗ, пожаловаться в государственные органы (всевозможные комитеты, департаменты, управления и др.), а также в муниципальные органы (например, в администрацию города, сельского поселения) может любой человек, независимо от наличия гражданства.
В жалобе необходимо указать следующие сведения:
· название органа, куда адресована жалоба, или фамилия, имя, отчество и должность лица, к которому обращается гражданин;
· фамилию, имя, отчество заявителя;
· почтовый или электронный адрес;
· дата и подпись (в электронном документе необязательны).
Ответственность за нарушения при рассмотрении обращений граждан
Немногие знают, что за нарушение порядка рассмотрения жалоб существует административная ответственность с денежными штрафами, накладываемыми на должностных лиц. Согласно статье 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административный штраф может составить от пяти до десяти тысяч. Чтобы наказать виновных, следует обратиться в прокуратуру
Памятка жалобщика
1. Жалуйтесь письменно. Даже после устного приема оставляйте письменное обращение.
2. Если нет возможности подать обращение лично, отправляйте его электронной почтой либо заказным письмом с уведомлением.
3. Просите отметку о принятии жалобы.
4. Пишите кратко, четко формулируя мысли. Ссылки на законы не обязательны.
Если в жалобе поднимается несколько проблем, нумеруйте свои вопросы и/или дублируйте в конце письма.
5. Не соглашайтесь на устный ответ на обращение.
6. Если опасаетесь, что письмо с ответом на жалобу затеряется, просите направить ответ на электронную почту или забирайте его самостоятельно.
Если ваши права на обращение нарушены, обращайтесь в прокуратуру